[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Форум сайта » Беседка » 9 февраля 1904 года, бой крейсера«Варяг» с японской эскадрой
9 февраля 1904 года, бой крейсера«Варяг» с японской эскадрой
ЕвгенДата: Воскресенье, 09.02.2014, 17:45 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 9358
Статус: Offline


Крейсер «Варяг» считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии, он в 1899 году был спущен на воду и в 1901 году вошел в строй русского флота, прибыв в Кронштадт. В 1902 году «Варяг» вошел в состав Порт-Артурской эскадры.
Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер первого ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152,4-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.
Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.
Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.
За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил Крейсер «Варяг» из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхон).

8 февраля 1904 года японская эскадра из шести крейсеров (Нанива, на которой держал флаг адмирал Уриу, Асама, Чиода, Ниитака, Такачихо и Акаси) и восьми миноносцев первого класса (Тидори, Хаябуса, Манадзуру, Касасаги, Аотака, Хато, Кари и Цубамэ) подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли – Крейсер «Варяг» и мореходная канонерская лодка «Кореец», а также грузо-пассажирский пароход «Сунгари». Стояли также и иностранные военные корабли.

Утром 9 февраля командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера «Паскаль», английского «Тэлбот», итальянского «Эльба» и американской канонерской лодки «Виксбург» получили уведомление японского контр-адмирала Сотокити Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли и покинули порт.
Тогда же Руднев получил ультиматум с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.
Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России. «Варяг» снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка «Кореец» (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.
У выхода из залива японская эскадра, превосходящая «Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным – в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров – «Асама», «Нанива», «Такачихо», «Ниитака», «Акаси» и «Чиода» в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.
С броненосного крейсера «Асама» раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. «Варяг» не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь.
Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по «Варягу». Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с «Варяга» принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо». «Асама» получила столь тяжёлые повреждения, что до конца боя больше не открывала огня. Когда же к «Варягу» устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.
Израненный, но не побежденный «Варяг» вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.
Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, «Кореец» – 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На «Варяге» из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых. Убиты были 1 офицер и 30 матросов, ранены – 6 офицеров и 85 матросов. В числе погибших был и корабельный священник – однофамилец каперанга Руднева. Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял до 1913 года.
Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.
В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

Моряки же «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.
Экипажи «Варяга» и «Корейца» были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры – орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». Была учреждена медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», которой были отмечены все участники боя.
В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 г. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине, ныне входящем в Заокский район Тульской области.
Прикрепления: 1647576.jpg(18Kb)


Да, у меня много недостатков. Простите меня, идеальные люди
 
ЕвгенДата: Воскресенье, 09.02.2014, 17:45 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 9358
Статус: Offline
Прикрепления: 5349731.jpg(133Kb)


Да, у меня много недостатков. Простите меня, идеальные люди
 
Гость ОксанаДата: Среда, 04.02.2015, 23:30 | Сообщение # 3
Группа: Гости





Для любителей старины, истории и морских тайн есть такой сюжет...Знаменитый шведский корабль XVII века "Васа"-
флагман шведского королевского флота был построен на острове Шеппсхольм всего за два с половиной года. Он был готов в 1628 году, и стоимость его составила около 5 % всех государственных расходов за год. Корабелы спешили - шла война с Польшей, а треть военной флотилии Швеции затонула в шторме.
Судьба будущего флагмана сложилась неудачно. После спуска на воду он проплыл всего несколько сот метров, внезапно перевернулся под порывом ветра и ушел на дно. Гибель "Васы" стала катастрофой национального масштаба. Но конкретных виновников в то далекое время не нашлось, и никто даже не был наказан. Специалисты сегодня полагают, что причиной трагедии стал неправильно рассчитанный балласт пушек.
"Васа" затонул на глубине 32 м и пролежал на дне более 300 лет. И только в конце августа 1956 года многолетние упорные поиски морского инженера Андерса Францена увенчались успехом: в пробах ила, поднятых со дна моря, был обнаружен кусочек старого корабельного дуба. В 1959 году корабль совершил свое второе плавание - под водой. Водолазы проделали под остовом "Васы" проходы, завели в них тросы. 2 понтона вырвали его из тисков накопившихся за долгие годы осадочных пород. Второе путешествие в шестьсот метров заняло почти месяц. Корабль был перенесен ближе к берегу, и поднят на поверхность через 2 года.
Консервация его и поиск мест крепления почти 12 тыс. оторвавшихся от корпуса элементов конструкции и украшений заняли почти два десятилетия. На корабле были найдены столовая утварь и оружие, монеты и части одежды, инструменты и бочонки с остатками пищи.
95% корабля сегодня - это оригинальные детали, что и делает его таким уникальным. Музей "Васа", расположенный в центре Стокгольма, принимает 1,1 млн посетителей в год, из которых 10 % - россияне. Это самый посещаемый морской музей в мире, а доходы от продажи билетов уже давно окупили все затраты на подъем корабля и консервацию.
 
MalGenДата: Четверг, 05.02.2015, 15:47 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 355
Статус: Offline
Уважаемый гость Оксана.Благодарим, за объёмный экскурс, в историю шведского кораблестроения и не только.Вопрос...,какое отношение это имеет,к героическому подвигу РУССКИХ МОРЯКОВ.Сея страничка посвящена, битве крейсера Варяг и канонерской лодки Кореец с японской эскадрой,9 февраля 1904 года.
 
Форум » Форум сайта » Беседка » 9 февраля 1904 года, бой крейсера«Варяг» с японской эскадрой
Страница 1 из 11
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Код безопасности: